Arms
 
развернуть
 
422350, п. Апастово, ул. Шоссейная, д. 7
Тел.: (84376) 2-31-02
apastovsky.tat@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
422350, п. Апастово, ул. Шоссейная, д. 7Тел.: (84376) 2-31-02apastovsky.tat@sudrf.ru
 



 
форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника).
 

Телефоны информационно-справочного бюро Верховного Суда РТ

(843) 221-64-42, факс
(843) 221-64-63.
 
Бюро организовано для обслуживания граждан, обращающихся в Верховный Суд РТ, и предоставляет информацию о движении и результатах рассмотрения судебных дел, жалоб и материалов.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Основные принципы ООН, касающиеся независимости судебных органов.

ПРИНЯТЫ

седьмым Конгрессом ООН

6 сентября 1985 года,

 

ОДОБРЕНЫ

резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН

40/32 от 29 ноября 1985 года и

40/146 от 13 декабря 1985 года

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ,
КАСАЮЩИЕСЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями,

ссылаясь на Каракасскую декларацию, единогласно принятую шестым Конгрессом Организации Объединенных Нации по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренную Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 35/171 от 15 декабря 1980 года,

ссылаясь также на резолюцию 16, принятую шестым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, в которой Конгресс обратился к Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней с просьбой включить в число первоочередных вопросов разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей,

ссылаясь далее на решение 1984/153 Экономического и Социального Совета от 25 мая 1984 года, в котором Совет предложил межрегиональному подготовительному совещанию по разработке и применению стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области уголовного правосудия завершить разработку проекта руководящих принципов, касающихся независимости судебных органов, сформулированного Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней на его восьмой сессии, и просил Генерального секретаря представить окончательный текст седьмому Конгрессу для принятия,

с удовлетворением принимая к сведению работу, проделанную во исполнение вышеуказанных мандатов Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней и межрегиональным подготовительным совещанием для седьмого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившим в Варенне, Италия, с 24 по 28 сентября 1984 года,

с удовлетворением принимая далее к сведению подробное обсуждение на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями вопроса о проекте руководящих принципов независимости судебных органов, в результате которого были сформулированы основные принципы, касающиеся независимости судебных органов,

1. принимает Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, изложенные в приложении к настоящей резолюции;

2. рекомендует Основные принципы для осуществления и принятия мер на национальном, региональном и межрегиональном уровнях с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий и традиций каждой страны;

3. призывает правительства принимать во внимание в рамках их национального законодательства и практики и уважать Основные принципы;

4. призывает также государства-члены довести Основные принципы до сведения судей, юристов, сотрудников исполнительных и законодательных органов, а также широкой общественности;

5. настоятельно призывает региональные комиссии, региональные и межрегиональные учреждения, занимающиеся вопросами предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, специализированные учреждения и другие органы системы Организации Объединенных Наций, другие соответствующие межправительственные организации и неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, принимать активное участие в осуществлении этих Основных принципов;

6. призывает Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть в первоочередном порядке вопрос об эффективном осуществлении настоящей резопюции;

7. просит Генерального секретаря принять надлежащие меры для обеспечения максимально широкого распространения Основных принципов;

8. просит также Генерального секретаря подготовить доклад об осуществлении Основных принципов;

9. просит далее Генерального секретаря оказывать государствам-членам, по их просьбе, помощь в осуществлении Основных принципов и регулярно представлять доклад по этому вопросу Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней;

10. просит довести настоящую резолюцию до сведения всех соответствующих органов Организации Объединенных Наций.

Приложение

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

Учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира заявляют, в частности, о своем решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, с тем чтобы обеспечить международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без каких-либо различий,

учитывая, что во Всеобщей декларации прав человека воплощены, в частности, принципы равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом,

учитывая, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах гарантируют осуществление этих прав и что, кроме того, Пакт о гражданских и политических правах гарантирует также право быть судимым без неоправданной задержки,

учитывая, что все еще часто имеет место несоответствие между представлением об этих принципах и фактическим положением,

учитывая, что при организации и отправлении правосудия в каждой стране следует руководствоваться этими принципами и что следует предпринимать усилия для их полного претворения в жизнь,

учитывая, что нормы, касающиеся осуществления функций судьи должны быть нацелены на то, чтобы обеспечивать судьям возможность действовать в соответствии с этими принципами,

учитывая, что на судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязанностей и собственности граждан,

учитывая, что шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолющии 16 просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней включить в число первоочередных задач разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей и отбора, профессиональной подготовки и статуса судей и прокуроров,

учитывая, в этой связи, что надлежит в первую очередь рассмотреть вопрос о роли судей в системе правосудия и важности их отбора, подготовки и поведения,

правительствам следовало бы принимать во внимание и уважать в рамках своего национального законодательства и практики, доводить до сведения судей, адвокатов, работников исполнительных и законодательных органов и широкой общественности следующие основные принципы, сформулированные с тем, чтобы помочь государствам-членам в решении задач обеспечения и укрепления независимости судебных органов. Принципы сформулированы главным образом для профессиональных судей, однако при необходимости они в равной степени применимы и к непрофессиональным судьям, если таковые имеются в наличии.

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

1. Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.

2. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

3. Судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию.

4. Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами.

5. Каждым человек имеет право на судебное разбирательство в обычных судах или трибуналах, применяющих установленные юридические процедуры. Не должно создаваться трибуналов, не применяющих установленных должным образом юридических процедур, в целях подмены компетенции обычных судов или судебных органов.

6. Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

7. Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

СВОБОДА СЛОВА И АССОЦИАЦИИЙ

8. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека члены судебных органов, как п другие граждане, пользуются свободой слова, вероисповедования, ассоциации и собрании; однако, пользуясь такими правами, судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов.

9. Судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости.

КВАЛИФИКАЦИЯ, ПОДБОР И ПОДГОТОВКА

10. Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения; однако требование о том, чтобы кандидат на юридическую должность был гражданином соответствующей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ И СРОК ПОЛНОМОЧИЙ

11. Срок полномочий судей, их независимость, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом.

12. Судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен.

13. Повышение судей в должности, где существует такая система, следует осуществлять на основе объективных факторов, в частности способностей, моральных качеств и опыта.

14. Распределение дел между судьями в судах, к которым они относятся, является внутренним делом судебной администрации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА И ИММУНИТЕТ

15. Судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам.

16. Без ущерба для какой-либо дисциплинарной процедуры или какого-либо права на апелляцию или компенсацию со стороны государства в соответствии с национальными законами судьям следует пользоваться личным иммунитетом от судебного преследования за финансовый ущерб, причиненным в результате неправильных действии или упущений, имевших место при осуществлении ими своих судебных функций.

НАКАЗАНИЕ, ОТСТРАНЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ И УВОЛЬНЕНИЕ

17. Обвинение или жалоба, поступившие на судью в ходе выполнения им/ею своих судебных и профессиональных обязанностей, должны быть безотлагательно и беспристрастно рассмотрены согласно соответствующей процедуре. Судья имеет право на ответ и справедливое разбирательство. Рассмотрение жалобы на начальном этапе должно проводиться конфиденциально, если судья не обратится с просьбой об ином.

18. Судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, делающего их несоответствующими занимаемой должности.

19. Все процедуры наказания, отстранения от должности и увольнения должны определяться в соответствии с установленными правилами судебного поведения.

20. Решения о дисциплинарном наказании, отстранении от должности или увольнении должны быть предметом независимой проверки. Этот принцип может не применяться к решениям верховного суда или к решениям законодательных органов, принятым при рассмотрении дел в порядке импичмента или при соблюдении аналогичной процедуры.

 

опубликовано 25.06.2010 10:49 (МСК)
 


 
форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника).
 

Телефоны информационно-справочного бюро Верховного Суда РТ

(843) 221-64-42, факс
(843) 221-64-63.
 
Бюро организовано для обслуживания граждан, обращающихся в Верховный Суд РТ, и предоставляет информацию о движении и результатах рассмотрения судебных дел, жалоб и материалов.